Компания Вашимидж
Комплексное оформление фасадов и интерьера
Главная     Комплексные решения     Портфолио
16:30
Немного о рекламе на дороге
В законодательстве Украины проводится достаточно подробная классификация рекламы в зависимости от ее содержания и способа распространения, определяющих особенности ее регулирования. К примеру, относительно рекламы наружной, то понятно, что она связана со спецификой одной из «форм и способов распространения»: как отмечается в Законе Украины «О рекламе», наружная реклама размещается на специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях домов, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог. То есть размещение наружной рекламы объективно затрагивает интересы третьих лиц (к примеру, владельцев земли, на которой размещаются специальные «рекламные» конструкции) и пересекается со многими сферами государственного регулирования (например, необходимостью соблюдения безопасности дорожного движения). Фактически различаются требования к размещению наружной рекламы в населенных пунктах и вне их границ, прежде всего вдоль автомобильных дорог.

Размещение рекламы в населенных пунктах требует получения ряда разрешительных документов (см. «Типовые правила размещения наружной рекламы», утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 29 декабря 2003 года № 2067, которые имеют рекомендательно-обязательный характер для «разрешительных» органов местного самоуправления), и ее регулирование лежит, скорее, в области городского благоустройства. Реклама на автодорогах, будучи не менее эффективной, не столь зарегулирована, и правила ее размещения на Украине одни из самых либеральных.
Украинский либерализм

Итак, требования к размещению наружной рекламы на территориях и объектах вне населенных пунктов определены непосредственно нормами Закона Украины «О рекламе» в редакции от 11 июля 2003 года № 1121-IV. Главное требование — размещение наружной рекламы на территориях и объектах вне населенных пунктов осуществляется лишь при согласии их владельцев или уполномоченных ими органов (лиц). Причем эту норму можно понимать как отсутствие необходимости дополнительно получать еще любые согласования и разрешения. Однако следует придерживаться установленных в законе ограничений, среди которых: наружная реклама должна размещаться с соблюдением требований техники безопасности и с обеспечением видимости дорожных знаков, светофоров, перекрестков, пешеходных переходов, остановок транспорта общего пользования и не воспроизводить изображения дорожных знаков; освещение наружной рекламы не должно ослеплять участников дорожного движения; нижний край наружной рекламы, которая размещается над проезжей частью, в том числе на мостах, эстакадах и тому подобное, должен располагаться на высоте не менее пяти метров от поверхности дорожного покрытия; вне населенных пунктов на расстоянии менее пяти метров от края проезжей части. Отметим, что даже столь либеральные нормы соблюдаются далеко не всегда.

Регулирование за рубежом

Отметим, что европейское законодательство гораздо жестче регулирует размещение наружной рекламы, прежде всего вне населенных пунктов. Ведь рекламные носители вдоль автомагистралей занимают доминирующее положение и привлекают гораздо больше внимания водителей. Соответственно неправильное размещение такой рекламы может угрожать безо­пасности участников дорожного движения. Практически в каждой стране государственное регулирование направлено на установление минимально допустимого расстояния от автодороги до рекламных носителей. И расстояния эти гораздо больше, чем на Украине. Приведем несколько примеров.

В Германии размещение рекламных носителей регулирует отдельный закон, согласно которому какая-либо постройка не может находиться вдоль дороги или на дороге, независимо от того, является ли эта дорога автомагистралью или скоростной автострадой. Если кто-либо примет решение поставить высокий билборд или другой рекламоноситель, разрешение на его установление попадает в категорию разрешения на строительство и такую постройку нельзя разместить ближе, чем на 40 м от скоростной автострады и на 20 м от автомагистрали первого класса. При этом немецкие законы требуют на какое-либо сооружение, размещенное на расстоянии до 100 м от дороги, разрешение на строительство. Не существует никаких других исключений на размещение рекламных носителей около автострад и скоростных магистралей.

В Австрии система довольно-таки простая — за городом нельзя размещать рекламные носители на расстоянии до 100 м от дороги. Кроме этого, никаких других ограничений не существует. Размещение каждого носителя должно быть санкционировано. Это правило существует для всех типов дорог. На некоторых участках, правда, могут существовать локальные ограничения, связанные с охраной окружающей среды. В этой системе существует два исключения. Первое — установлены преференции для государственного предприятия Autobahnwerbung. Второе гласит, что реклама, размещенная в интересах водителя, может находиться ближе, чем на 100 м от автодороги.

В словацком законодательстве существует четкий запрет размещать рекламные носители на расстоянии до 100 м от дороги (так называемая «охранная полоса»). За этой полосой имеют право размещать объекты только те фирмы, которые имеют специальное разрешение.

В Чехии действует достаточно сложная система. Размещение и эксплуатацию рекламных установок на обочине дорожного участка (непосредственно возле магистрали) и в пределах охранной зоны (250 м от автобана или высокоскоростной автострады и 50 м от дороги первого класса) может разрешить соответствующий административный «дорожный» орган. При этом нужно соблюдать установленные законом условия (видимость, отсутствие взаимозаменяемости с дорожными знаками и т.д.). Рекламные носители также должны иметь разрешение на строительство. При размещении на обочине дорожного участка также действует правило, согласно которому компания, размещающая рекламу, должна подписать договор аренды с Управлением дорог и магистралей, который заключается на определенный срок. За пределами охранной зоны можно размещать рекламные площади только на основании разрешения на строительство.

По пути ограничения и усложнения размещения рекламных носителей вдоль дорог пошла и Российская Федерация. Минрегионразвития РФ планирует ввести новый технический регламент по наружной рекламе, который запрещает устанавливать рекламные конструкции в полосах отвода, а также на участках, отделяющих улицу от территорий, предназначенных для застройки.

Техрегламент «Требования безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения» разработан Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка (АПБОП). Ключевое ограничение, предложенное авторами техрегламента, — запрет на установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в полосах отвода автомобильных и железных дорог. Полоса отвода — это участок земли, на котором находится сама дорога и ее элементы — откос, бровка, кювет. В черте города проезжую часть, тротуары и газоны от зоны жилой застройки отделяют так называемые красные линии. Ширина полосы отвода может варьироваться и достигать 50 метров.

Рекламное лобби

На Украине неоднократно предпринимались попытки установить европейские правила размещения наружной рекламы. Но дальше законопроектов дело не продвинулось. Приведем только один пример. В первоначальной редакции известного проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования регулирования отношений в сфере безопасности дорожного движения» (который, напомним, установил новые размеры штрафов за нарушение ПДД) была норма, согласно которой запрещалось размещать рекламу над проезжей частью автомобильных дорог и улиц; в пределах полосы отвода автомобильных дорог, а вдоль автомобильных дорог государственного значения — на расстоянии менее 50 метров от края проездной части; а в населенных пунктах — на расстоянии менее 5 метров от края проезжей части. Однако под влиянием «рекламного лобби» в парламенте в ходе работы над законопроектом в профильном парламентском комитете по вопросам законодательного обеспечения законодательной деятельности законопроект в этой части претерпел значительные изменения (причем сама возможность его принятия была поставлена в зависимость от принятия предложений «рекламщиков»). Пришлось пожертвовать «малым» ради достижения «большой» цели — сначала предлагалось отсрочить введение упомянутой нормы до 2010 года, потом — до 2013 года (то есть после проведения Евро-2012), а в окончательной редакции этого закона норма об ограничениях на размещение наружной рекламы вообще отсутствует. То есть существующие ограничения фактически касаются только физических параметров непрепятствования проезду транспортных средств и не учитывают влияние рекламы на безопасность дорожного движения. К сожалению, не существует статистики ДТП, причинами которых стало размещение рекламных носителей возле проезжей части. Хотя случаев столкновений транспортных средств с опорами рекламных носителей, размещенных на расстоянии положенных 5 метров (а иногда и ближе), регистрируется немало, но, похоже, критическая масса для принятия законодательных ограничений еще не достигнута.
Просмотров: 2320 | | Теги: Нормы, дороги, правила
Вверх
наружная
реклама
Трафареты и наклейки
Фасадное оформление
Интерьерная
реклама
Таблички и указатели
Торгово-выставочное оборудование
Комплексные решения и сервис
Широкоформатная печать
Фрезеровка и гравировка
Полезная информация
Каталог сайтов Всего.RU Білий каталог веб ресурсів Каталог сайтов Zabor.com Анализ интернет сайта Наружная реклама UACAT.INFO - Первый украинский каталог организаций и сайтов UkrNET - поисково-информационный ресурс Новый Портал - бесплатная почта